Возрождение Беломорканала: современные шлюзы и иранский «шелковый путь»

Беломорско-Балтийский канал может стать важным логистическим хабом судоходной отрасли России, переориентируемой на дружественные государства. Обсуждается возможность объединения канала с инфраструктурой Ирана в качестве нового транзитного узла. Пока же завершается комплексный план реконструкции его гидросооружений. Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по проектно-сметной документации на четвертый – финальный этап работ.

О планах на тесное сотрудничество с Ираном заявил глава Карелии Артур Парфенчиков.

— С Ираном говорим о том, чтобы объединить Беломорско-Балтийский и Волго-Каспийский каналы с их инфраструктурой. Такой новый иранский «шелковый путь» с выходом на Индийский океан, Африку и на юго-восточную Азию…То есть, с одной стороны, у нас Северный морской путь, с другой — путь в Иран. Фактически создаем такой единый круг из транспортных артерий, — сообщил он, общаясь с журналистами. Инициативу поддержали и в министерстве транспорта России.

По сути это означает серьезные перспективы для будущего Беломорканала, который не слишком активно использовался в последние годы. На его возрождение ориентированы и план по освоению Арктики, и комплексный проект реконструкции гидротехнических сооружений, реализуемый сейчас в рамках федерального проекта «Внутренние водные пути». Реконструкция проходит в четыре этапа, и последним из них, по которому выдано положительное заключение Главгосэкспертизы России, предусмотрено восстановление Шлюзов № 2 и № 14.

— Проходящая реконструкция гидросооружений Беломорканала позволит использовать его не только как туристический маршрут или для перевозки малого объема грузов, но и для решения более крупных транспортно-логистических задач. В ходе экспертизы мы обсуждали с заказчиком, как расширить возможности комплекса. В том числе нами была полностью поддержана инициатива реализации реконструкции в предложенном застройщиком объеме и предусмотренным заданием на проектирование, — отметил ведущий эксперт по объекту Иван Татаринцев – главный эксперт проекта Службы главных экспертов Управления объектов транспортного и гидротехнического назначения Главгосэкспертизы России.

Судоходный шлюз № 2 расположен в двух километрах от Онежского озера. Сейчас техническое состояние гидроузла №2, к которому относится шлюз, оценивается как предаварийное, а уровень безопасности –неудовлетворительный. Шлюз №14, стоящий на правобережной террасе реки Выг у Маткожненских порогов, также прибывает в предаварийном состоянии и ждет обновления.

В рамках проекта планируется реконструировать механическое оборудование и бетонные конструкции шлюзов и в первую очередь заменить изношенные, морально и физически устаревшие элементы. Это обеспечит беспрерывную, безотказную и безаварийную работу гидросооружений и как следствие – требуемую пропускную способность.

Сегодня Беломорканал может выступить в качестве надежного водного пути, через который будет идти бесперебойная доставка товаров с Северо-Запада России в ее центральную часть и далее за рубеж.  Поэтому в также планируется разработать концепцию полной реконструкции Беломор-Балтийского канала.